Приложение № ___
Отчет №2
о проведении тренинговых занятий
по формированию навыков саморегуляции
и снятию напряжения в стрессовых ситуациях
«В ладу с самим собой»
В январе и феврале 2019г. тренинговые занятия проводились со второй подгруппой обучающихся ГБПОУ АО «Специальное учебно-воспитательное учреждение».
Для занятий также использовались упражнения из учебно-методического пособия Грецова А.Г. «Лучшие упражнения для обучения саморегуляции» (2006г.): «Не смеяться», «Замороженные», «Измени свой пульс», «Походка», «Два дела», «Лед и пламень».
По-прежнему наибольший интерес участников тренинга вызывали упражнения, связанные с физической подвижностью («Сядьте так, как…», упражнения из пособия Грецова А.Г.). Однако никому так и не удалось «разморозить» участников («Замороженные»), что объясняется отсутствием в группе в полной мере раскованных ребят, способных своей двигательной активностью вывести из эмоционального равновесия «замороженных».
Подростки с удовольствием брали в руки карандаши и выполняли упражнения, связанные с художественным творчеством («Портрет», «Дорисуй и передай», «Подсолнух» и др.). Ребята проявляли активность и при составлении кластера «Банк естественных способов саморегуляции».
Занятие «Путешествие в волшебную страну исполнения желаний» было целиком построено на упражнениях, связанных с арт-терапией. Заключительное упражнение этого занятия «Попадание в страну тьмы и светлого дня» также вызвало у второй подгруппы ребят палитру эмоций: удивление поставленной задаче, негодование при виде своей испорченной работы, удовлетворение, гордость за себя, когда удалось справиться с негативной эмоцией и найти выход из создавшейся ситуации.
Почти все занятия со второй подгруппой несовершеннолетних проходили в комнате для групповых релаксационных занятий, что обеспечивало наибольшее удобство при проведении медитативных упражнения «Пять этажей», «Старый город», «Солнечная медитация». Занятия проходили в доброжелательной атмосфере, ребята с юмором относились к упражнениям. Внимание участников второй подгруппы было более устойчивым: они правильно делали выводы, могли воспроизвести содержание предыдущих занятий, объяснить смысл некоторых этапов.
В отношении всех ребят реализовалось правило «добровольности» участия. Большинство подростков откликались на просьбу ведущего принять участие в том или ином этапе занятия. Пассивное участие принимали в тренинге такие подростки как Малахов А. и Таранов Н., что объясняется временным снижением эмоционального фона первого и интровертированностью второго. Таким образом, предположение о том, что этим подросткам на данном этапе наиболее подходит индивидуальный вид работы с психологом, подтвердилось. Параллельно с групповыми занятиями с ними проводились и индивидуальные.
Перед проведением тренинга и после проведения последнего занятия участники были оценены по следующим параметрам, отражающим степень сформированности качеств и умений, способствующих саморегуляции и выходу из стрессовых ситуаций. Результаты приведены в приложении №1. Как видно из таблицы, приведенной в приложении №1 наблюдается положительная динамика по всем качествам и умениям:
Качества и умения |
до (%) |
после (%) |
динамика |
||||
низкий уровень |
средний уровень |
высокий уровень |
низкий уровень |
средний уровень |
высокий уровень |
|
|
Осознанность |
50 |
50 |
0 |
0 |
70 |
30 |
+ |
Адекватность |
20 |
80 |
0 |
0 |
60 |
40 |
+ |
Устойчивость |
20 |
80 |
0 |
0 |
60 |
40 |
+ |
Надежность |
20 |
80 |
0 |
0 |
60 |
40 |
+ |
Ответственность |
50 |
50 |
0 |
0 |
90 |
10 |
+ |
Уверенность |
10 |
80 |
10 |
0 |
60 |
40 |
+ |
Воля |
40 |
60 |
0 |
10 |
80 |
10 |
+ |
Пластичность |
20 |
60 |
20 |
0 |
80 |
20 |
+ |
Проанализировав результаты диагностики, можно сделать вывод об эффективности используемой программы.
26.02.2019 Психолог О.С.Максимова